Форум » Информация, правила и вводная » Историческая справка: Школы и пансионаты » Ответить

Историческая справка: Школы и пансионаты

Master: Европейские школы В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы: • в Германии — городская (латинская) школа (в дальнейшем — реальное училище) и гимназия; • в Англии — грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа; • во Франции — коллеж и лицей; • в США — грамматическая школа и академия. В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности. Первые гимназии появились в Германии. При изучении римской литературы прибавляли сочинения Цицерона, Вергилия, Овидия. Учащиеся должны были сами упражняться в сочинительстве латинских виршей. Вместо латинской грамматики вводилось преподавание диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение на латыни. Гимназии явились едва ли не лучшим типом тогдашнего общего образования. В этих учебных заведениях вульгарная латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика — изучению литературы, средневековая диалектика — математике. В Англии первые публичные школы были основаны в конце XIV — первой половине XV века. Школы учреждались на частные пожертвования или королевские субсидии. Обучались дети состоятельных родителей, способных вносить высокую плату. Коллежи появились во Франции в середине XV века при университетах Нанта и Сорбонны. Ученикам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. Колледжи были платными или бесплатными пансионами, постепенно коллежи отделились, превратившись в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования. В коллежах изучали латинскую литературу и язык. Ученики дважды в месяц писали сочинения на латинском, а во время каникул должны были готовиться к очередным конкурсным сочинениям по классической литературе. Религиозное обучение шло вне стен учебного заведения. Учащиеся освобождались по средам и воскресеньям от занятий для отправления религиозных обрядов. Особое место в системе западноевропейского школьного образования занимали традиционные учебные заведения для дворянства — дворцовые школы. Подобные учреждения получили распространение в небольших государствах Германии и Италии: в Мейссене, Вероне, Падуе, Венеции, Флоренции; Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге продолжил эту традицию. Обыкновенно учащихся дворцовых школ готовили к деятельности на государственном, военном и церковном поприще. Программа была несколько объемнее гимназической и приближалась к университетской. Лучшие дворцовые школы обращали особое внимание на умственное и физическое развитие воспитанников, в результате чего были объединены лучшие традиции рыцарского и гуманистического воспитания. В частных школах изначально учились дети из богатых и знатных семей — те, кто мог заплатить за обучение (а плата для тех, кто должен был ее вносить, всегда была) или добиться королевской «стипендии», то есть разрешения войти в число бесплатно обучающихся школяров. При этом высокопоставленных родителей вовсе не пугали трудности и лишения, которым подвергались дети. Свидетельства о школьной жизни мальчиков повествуют о поистине спартанской простоте быта и в буквальном смысла слова палочной дисциплине. Телесные наказания приветствовались и процветали; некоторые учителя так свирепствовали, что вызывали целые восстания учеников. Заканчивались занятия, как правило, в восемь вечера, после чего мальчики сразу же отходили ко сну, прочитав вечерние молитвы. Трехнедельные каникулы полагались два раза в год, а времени на игры почти не было. Когда упал авторитет Церкви и ее участие в школьной жизни сошло на нет: образование стало приобретать все более светский характер. Однако, подобно старым университетам, старые частные школы не спешили сменить традиционные, почти средневековые методы преподавания и программу обучения на более современные, отвечающие требованиям Века Просвещения. В XVIII веке, несмотря на обилие бесплатных или дешевых грамматических школ, люди состоятельные продолжали посылать сыновей в самые дорогие пансионы. В результате оказывалось, что в школьные годы юнцы не столько постигают науки, сколько вырабатывают характер. Ведь, несмотря на прогресс, спартанские условия в школах лишь незначительно смягчились. А после того как в школы стали принимать и 8–9-летних мальчиков, в них стала процветать самая настоящая «дедовщина». Каких только «боевых крещений» не выдумывали старшие для новичков, и порой эти испытания были чреваты членовредительством. Чтобы оградить младших была введена система, заключавшаяся в том, что каждый младшеклассник прикреплялся к старшекласснику и должен был оказывать ему услуги: будить по утрам, чистить обувь и прочее. Старший, в свою очередь, должен быть покровительствовать малышу и защищать его от задир. Но эта система порой выливалась в самую настоящую тиранию. При этом в школах существовал негласный кодекс чести согласно которому нужно было безропотно сносить все обиды, сохранять невозмутимый вид и ни в коем случае не ябедничать преподавателю. А всяческие шалости и проделки, далеко не всегда невинные, считались доблестью.

Ответов - 1

Master: Женское образование Произведения гуманистов оказали заметное влияние на формирование традиции светского образования женщин, которое заменило монастырское обучение аристократок. Интерес гуманистов к женскому образованию был обусловлен прагматическими целями. По их убеждению, образованная девушка, вышедшая замуж, должна была становиться не только достойной спутницей супруга, но и его толковой помощницей, рачительной домоправительницей, а также добродетельной матерью, способной воспитать хороших детей. К домашнему образованию добавилось обучение в частных пансионатах. Обучение дома происходило под руководством родителей или гувернанток. Как правило, чтению, письму, рисованию, рукоделию и домоводству девочек обучали их матери. Гувернантка больше всего заботилась о хорошем языке, учила девочку правильной походке, умению веети себя в обществе. Учитель музыки давал уроки игры на музыкальных инструментах, разучивал со своей воспитанницей несколько модных песенок и популярных оперных арий, образование завершал учитель танцев. Пансионат чаще всего не давал серьезного образования — здесь готовили cветскую даму. В пансионатах обучались девочки от 5 до 16 лет. Такие учебные заведения имелись во многих крупных городах. Женские школы нередко называли "дамскими университетами", хотя таковыми они на деле и не являлись. Женские пансионы отличались от мужских малочисленностью, сроками и программой обучения. Наиболее фешенебельные пансионы, в которых чаще всего и обучались юные аристократки, назывались "академиями". В мемуарах рассказывается, как воспитывали девушек в одном из таких заведений: умение занимать гостей и вести разговор, занимательный и остроумный, было обязательным. Тем не менее в обществе было немало и знатных "пустышек", занятых исключительно "наведением глянца и прихорашиванием" собственной персоны. Низкий уровень образованности у представительниц высших слоев общества был связан прежде всего с падением нравственности. Нравственность при дворе совсем не почиталась. Напротив, ее стали стыдиться. Придворные дамы умели строить глазки и сладострастно танцевать, вести бойкие беседы и шалить с камергерами и гвардейскими капитанами, распевать стишки с двусмысленным содержанием и щеголять по залам королевского дворца, переодевшись в пажеское платье. И такие дамы имели больше шансов найти себе поклонника, богатого и знатного мужа либо удостоиться королевского внимания. К существовавшей системе женского образования журналисты относились довольно критически. Они полагали, что недостаток образования плохо влияет на характер женщины, ее вкусы и привычки. некоторых возмущало пустое времяпрепровождение аристократок. Они высмеивали женские наряды, пристрастие отдельных дам к порокам сильного пола: карточной игре, вину, табаку. Перемены в образовательной системе затронули не только аристократок, но и представительниц трудящихся масс. Сложившаяся к концу столетия женская образовательная система начала приносить свои плоды. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".



полная версия страницы